Часто можно столкнуться с ситуацией, когда мнением профессионалов не то чтобы пренебрегают, а приравнивают к мнению любого другого человека, сводя его взгляды к ставшей, казалось бы, оскорбительной формулировке «довод из серии „сперва добейся“». Мол, не нужно быть поваром, чтобы оценить блюдо, писателем, чтобы оценить роман или архитектором, чтобы оценить здание. 

Где-то здесь есть определенная доля истины: действительно, сформулировать свое отношение к тому или иному явлению может любой человек, но это всегда будет именно личным мнением, оценкой, сводящейся к формулировке «с виду / на вкус мне нравится / не нравится». Это безусловно ценное мнение — лично для того человека, который его формулирует. Если вы для себя решили есть или не есть какое-то блюдо, читать вам лично некую книгу или повесить у себя на кухне эту картину — безусловно личное мнение решает.

Эксперт, специалист, профессионал оценивает труд иначе — у него есть опыт, знания и умения (в его сфере деятельности), позволяющие оценить явление с разных сторон: технической, функциональной, эстетической; разобраться с мотивами, направлениями и идеями, которым следовал(и) автор(ы), дать оценку степени реализации заложенных идей посмотреть на объект с разных сторон, найти скрытый потенциал и сформулировать предложения по его развитию в случае необходимости. Это, конечно, не «объективное мнение» (которого, как такового, в общем-то не существует), но оно и не является «субъективной оценкой», поскольку содержит максимально возможную в той или иной ситуации попытку выхода за рамки личного отношения к явлению, более глубокое, всестороннее понимание оного.

Всем людям свойственно проецировать свое личное мнение на оценку явления окружающими, — нам искренне кажется, что то, как мы воспринимаем ту или иную вещь (особенно новую), обязательно близко к восприятию, как минимум, нашего окружения или «целевой аудитории». Но эксперты тем и отличаются, что умеют и сводят влияние этой проекции к минимуму в своих суждениях.

Поэтому если речь идет о блюде, которое будет подано в ресторане или картине, которая на какое-то время повиснет в галерее, лучше спросить мнение специалиста: вспомните, какие порой ужасные картины встречаются в домах ваших знакомых, — при взгляде на некоторые моментально возникает одна мысль: «вот я бы такое уж точно у себя дома не повесил!» Однако сложно найти равнодушных на фотовыставке «Золотая черепаха», куда входят только работы, тщательно отобранные экспертами. Говоря о рекламном ролике, кроме всего прочего, следует напомнить, что оценивать нужно не сам ролик (категориями нравится / не нравится), а потенциальный эффект от него, поскольку это не свадебный клип, снятый для личного просмотра, а инструмент продажи товара или услуги, имеющий свой механизм работы и свою инструкцию по применению.

Почему-то ни у кого не возникает сомнений в ответе на вопрос «кто лучше предскажет эффект от взрыва такой-то взрывчатки в таких-то условиях?» Вряд ли нас будет интересовать мнение родственника или случайного прохожего, если только он не является профессиональным пиротехником (и чтобы обязательно корочку с сертификатом показал).